Урок обучения грамоте
Образовательная программа «Школа России».
Тема урока: «Согласные звуки [ к ] и [ к" ], буквы К, к»
Цель урока: Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта буква.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;
Продолжать работу по словообразованию.
Развивающие:
Развивать речь, фонетический слух;
Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
Развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память;
Развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска;
учебник « Азбука» 1 класс;
карточки букв, картинки домиков;
лента букв.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность.
Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.
а, о, у,ы, и,н, с
Игра « Буква заблудилась».
К доске выйдут 7 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика - синий и красный.
Жили - были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал
дождик и буквы побежали в домики.(дети ставят букву в нужный домик)
Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?
Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они - гласные или согласные? Почему?
Какие буквы живут в синем домике? Почему?
2.Постановка целей и определение темы урока.
Послушайте стихотворение:
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении. ([ к])
Это звук гласный или согласный?
Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.
3.Работа по теме урока.
1) Знакомство со звуками [ к ] и [ к" ].
Всё правильно, сегодня будем говорить о согласном звуке [ к ].
А сейчас ещё кое - что узнаем об этом звуке.
Послушайте загадку:
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - …(кот).
Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кота.
Кот - Какой звук [ к ] - твёрдый или мягкий? Почему?
Звуко- буквенный анализ слова кот.
А теперь послушайте другую загадку:
Вроде рыба, вроде нет -
Шлёт фонтанам всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо - юдо - рыба…..(кит).
Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кита.
Кит - Какой звук [ к ] - твёрдый или мягкий? Почему?
Звуко- буквенный анализ слова кит.
Подведём итог. Какой же звук [ к ]?
(Звук [ к ] - согласный, бывает твёрдый и мягкий, а ещё глухой).
2) Работа в группах.
Задание I ряда: назвать слова,где звук [ к" ] в начале. (кит, кедр, кирпич, киска, кёрлинг)
Задание II ряда: назвать слова, где звук [ к ] в начале. (кот, каша, книга, комета, курица, ком)
Задание III ряда: назвать слова, где звук [ к ] в конце. (ток, чайник, рюкзак, сок, башмак)
4.Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5.Продолжение работы по теме урока.
1)Знакомство с буквами К, к.
Согласные звуки [ к ] и [ к" ] обозначаются буквой К. (Интерактивная доска (электронное приложение)-показ буквы).
На прямую палочку
Справа села галочка.
Так поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит.
Интерактивная доска (электронное приложение).
2)Чтение слогов с буквой к по « цепочке».
Интерактивная доска
3)Чтение слов
кони косит Никита
кино коса Антон
Почему слова последнего столбика написаны с заглавной буквы? (имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы)
Найдите среди напечатанных слов многозначное слово. (коса)
Что значит многозначное слово? Какие значения имеет слово - коса?
(многозначное слово - это слово, которое имеет много значений; коса -причёска у девочки, коса - инструмент, которым косят траву)
4) Работа по учебнику.
Учебник « Азбука» с.49.
Кто изображён на рисунке? Чем заняты мальчики? Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму? Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?
Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны? (копна - небольшой округлый стог сена)
Чтение рассказа.
Поставьте друг другу вопросы по рассказу.
Повторное чтение рассказа.
6. Подведение итогов урока.
С какой новой буквой познакомились?
Какой звук обозначает?
Что запомнилось на уроке?
Урок 28. ЗВУКИ [к],[к"], БУКВА Кк
30.04.2013 16942 0Урок 28. звуки [к],[к"], БУКВА Кк
Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [к], [к′], буквой К к ; развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование :учебник, картинки с изображением одного мака и нескольких, предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти; магнитная доска, буквы (изученные).
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Повторение пройденного.
● Игра «Найди лишнее».
На магнитной доске выставляются изученные буквы. Дети среди гласных выделяют лишние – согласные н, с .
Повторяются изученные гласные и согласные буквы; дети вспоминают, что гласные а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и – мягкость согласного в слиянии.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква.)
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [к], [к′].
На доске – картинки с изображением одного мака и нескольких.
Рассматривается слого-звуковой анализ слов мак и маки . Выясняется, что звуки [к] и [к′] согласные. В слове мак звук твердый, после буквы к нет никаких других букв, а в слове маки – мягкий, так как за к следует гласная и , обозначающая мягкость согласного.
Рассматриваются схемы слов мак , маки .
● Игра «Твердый – мягкий».
Слова: конь, каша, кино, карандаш, кисть, курица, коса, килька.
Учитель сообщает, что звуки [к] и [к′] на письме обозначаются буквой К к (ка).
На доске вывешивается карточка с изображением буквы К к .
Физкультминутка
2. На что похожа буква К ?
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Учитель предлагает детям представить, на что похожа буква К . (Ответы детей.)
3. Печатание буквы К к в тетрадях.
4. Распознавание звуков [к], [к′].
Дети рассматривают на доске предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти .
– Назовите, что изображено на картинках.
– С какого звука начинаются слова?
– Назовите слово с мягким звуком [к′].
● Игра «Угадай героя мультфильма».
– Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма.
Он большой-пребольшой, полосатый. Умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? (Кот Матроскин.)
– Ребята, назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звука [к]. (Курочка Ряба, Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза Дереза, Кот в сапогах.)
& Работа по учебнику: с. 52–53.
Дети рассматривают иллюстрацию к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».
– Назовите как можно больше слов, в которых встречается звук [к]. (Кот, косари, кони, карета, одуванчик, камень, коса, замок, река, кучер, колос, корона, колесо, кнут, колено и т. д.)
Физкультминутка
▲ Чтение предложений, с. 53.
Проводится работа над смыслом и интонацией восклицательного предложения. Внимание детей обращается на знаки препинания в предложениях. Предложения прочитываются повторно, с соответствующей знакам препинания интонацией.
▲ Чтение пословиц, с. 52. Объяснение смысла пословиц.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?
– Что интересного узнали на уроке?
– Что вызвало затруднения? Почему?
Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро?
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
2. Повторение пройденного.
а)- Из чего состоит наша речь?
- Какая бывает речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?
б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?
А | о | у | и | Н | ы |
- Какая буква заблудилась? Почему?
в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)
3. Выделение звуков [к] и [к’]
из слов нитка
и нитки
.
Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.
4. Упражнение в слышании звуков.
- Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
- В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)
Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.
5. Игра «Зоопарк»
– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?
-Назовите слова, обозначающие животных
. (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)
6. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко .
7. Работа над многозначностью слова «ключ».
- Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
- С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи?
(Иллюстрации на магнитной доске)
Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
8. Игра «Магазин».
На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
- А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
- Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)
9. Подготовка к работе с учебником.
- Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
- Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
- Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)
10. Беседа по картинке учебника.
Откройте «Русскую азбуку».
- Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
- Очень тяжёлый труд у косарей.
- С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
- Твёрдый или мягкий звук?
11. Знакомство с буквами «К, к».
- Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)
- Посмотрите в учебник. Почему их две?
- Когда мы используем большую букву?
12. Составление чтение слогов с буквой К.
На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
- Какой гласной здесь нет? (ы)
- Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
- В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».
13. Составление и чтение слов.
нос кус со |
|
но ска оск |
14. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
15. Работа с учебником.
Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!
16. Чтение скороговорки.
Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.
17. Работа по картинке.
Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
18. Чтение текста хорошо читающими детьми.
Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!
- Подчеркните в тексте букву К.
19. Итог урока.
-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
- Какие они? (согласные, звонкие)