Все о печах и каминах - Информационный портал

Жоффруа сент илер вклад в биологию. Биография

Жоффруа Сент-Илер I

Изидор (16.12.1805, Париж, - 10.11.1861, там же), французский зоолог. Сын Э. Жоффруа Сент-Илер а. Профессор зоологии Национального музея естественной истории (с 1841) и университета в Париже (с 1850). С 1833 член Института Франции, в 1856-57 президент Парижской АН. Ж. С. придерживался взглядов своего отца на единство и эволюцию животного мира; вследствие нападок на отца стремился смягчить его взгляды и выдвинул теорию изменяемости, ограниченной пределами вида. Продолжая исследования отца по уродствам, опубликовал ряд работ по гермафродитизму у человека. Основал общество по акклиматизации хозяйственно полезных животных и издал труд по вопросам приручения новых видов животных, привлекший внимание Ч. Дарвин а и прогрессивных русских учёных (К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, А. П. Богданов и др.).

Соч.: Études zoologique, t. 1-2, P., 1832; Vie, travaux et doctrines scientifique d"Etienne Geoffroy Saint-Hilaire, P., 1847; Acclimatation et domestication des animaux utiles, 4 éd., P., 1861; в pуc. пер. - Общая биология, т. 1-2, М., 1860-62.

II Жоффруа́ Сент-Иле́р (Geoffroy Saint-Hilaire)

Этьенн (15.4.1772, Этамп, - 19.6.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвин а, член Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Национальном музее естественной истории. В 1798-1801 участник экспедиции в Египет, где собрал коллекции выдающегося научного значения (17 новых родов и видов млекопитающих, 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в том числе реликтовая рыба Polypterus).

Соч. в рус. пер.: Изб-р. труды, М., 1970.

Лит.: Амлинский И. Е., Жоффруа Сент-Илер и его борьба протин Кювье, М., 1955; Канаев И. И., Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина, М. - Л., 1963, гл. 12.

И. Е. Амлинский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Жоффруа Сент-Илер" в других словарях:

    Жоффруа Сент Илер: Изидор Жоффруа Сент Илер (1805 1861) французский биолог. Этьен Жоффруа Сент Илер (1772 1844) французский зоолог … Википедия

    - (Geoffroy Saint Hilaire), французские зоологи, отец и сын. Этьен (1772 1844), эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, которое объяснял общностью их происхождения; критиковал… … Энциклопедический словарь

    ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР - ЖОФФРУА СЕНТ ИЛЕР, Этьен (Etienne Geoffrey Saint Hilaire, 1772 1844), знаменитый франц. натуралист, взгляды которого об единстве организации животных в значительной степени подготовили принятие эволюционной теории. Во время Великой франц.… … Большая медицинская энциклопедия

    - (Geoffroy Saint Hilaire) Этьен (1772 1844), французский зоолог. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, которое объяснял общностью их происхождения; критиковал учение Ж. Кювье о неизменяемости видов. Положил начало… … Современная энциклопедия

    - (Geoffroy Saint Hilaire) французские зоологи, отец и сын: 1) Этьен (1772 1844), эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, которое объяснял общностью их происхождения; критиковал… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Geoffroy Saint Hilaire) Этьен (1772 1844), французский зоолог, один из предшественников Ч.Дарвина. Развил учение о единстве плана строения животного мира, объясняя его общностью происхождения животных. Выступил с критикой теории Ж. Кювье о… … Биологический энциклопедический словарь

    Жоффруа Сент-Илер - ЖОФФРУÁ СЕНТ ИЛÉР (Geoffroy Saint Hilaire), франц. зоологи, отец и сын. Этьен (1772–1844), эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, к рое объяснял общностью их происхождения; … Биографический словарь

    Жоффруа Сент Илер (Geoffroy Saint Hilaire) Этьенн (15.4.1772, Этамп, 19.6.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина, член Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при… …

    Жоффруа Сент Илер (Geoffroy Saint Hilaire) Изидор (16.12.1805, Париж, 10.11.1861, там же), французский зоолог. Сын Э. Жоффруа Сент Илера. Профессор зоологии Национального музея естественной истории (с 1841) и университета в Париже (с 1850). С… … Большая советская энциклопедия

    Жоффруа Сент-Илер Этьен - ЖОФФРУА СЕНТ ИЛЕР (Geoffroy Saint Hilaire) Этьен (1772 1844), французский зоолог. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, которое объяснял общностью их происхождения; критиковал учение Ж. Кювье о неизменяемости видов. Положил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь


Жоффруа (1772-1844) - французский ученый-зоолог. Среди его учителей был выдающийся французский кристаллограф Аюи (Гаюи), оказавший на него большое влияние. В 1793 г. бывший сотрудник Бюффона зоолог Добантон уговорил Жоффруа занять кафедру зоологии позвоночных животных, чтобы продолжать дело Бюффона. В 1818 г. вышла первая, в 1822 г. вторая часть «Философии анатомии», главного теоретического сочинения Сент-Илера.

Свою концепцию о единстве типа он называл «теорией аналогов ». Термином «аналоги» (это слово заимствовано у Аристотеля) Жоффруа обозначал одинаковые с точки зрения морфологии части тела, т. е. гомологичные . Суть концепции Жоффруа сводилась к следующему: животные построены по одному морфологическому типу или плану, гомологические части которых сохраняются у разных видов животных, независимо от формы и функции этих частей. Например, рука человека, как передняя конечность, гомологична передней ноге лошади, крылу птицы и т. д. Если же сравнивать их анатомическое строение, то можно обнаружить гомологию костей (кости плеча, предплечья и кисти), мышц, сосудов, нервов и т. д. Эта мысль, прочно вошедшая в науку, в ту пору была смелым новаторством благодаря обобщенности ее формулировки и четкому разграничению гомологического сходства от сходства по функции и по форме, что предшественники Жоффруа Сент-Илера сознавали еще недостаточно ясно.
Жоффруа разработал два принципа:

  • принцип коннексий,
  • принцип уравновешивания органов.

Принцип коннексий (взаимосвязи ) частей или «материалов» означает, что гомологичные части всегда располагаются одинаково относительно смежных частей. Например, плечевая кость лежит выше локтевой и лучевой, тогда как эти две располагаются рядом и т. д. Принцип коннексий яснее других в свое время осознал Гёте, когда в 1795 г. он строил «остеологический тип» позвоночных. Но Жоффруа не была известна работа Гёте, и он развивал этот принцип самостоятельно.

Принцип уравновешивания или «балансирования органов» Жоффруа заимствовал, как и Гёте, у Аристотеля. Согласно этому принципу, орган достигает своего полного развития только за счет недоразвития другого органа из его системы или смежного с ним. Так, увеличение длины ног жирафа произошло, по мнению Жоффруа, за счет уменьшения величины туловища.

Совместные работы Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнительно-анатомическим признакам. На основе сравнительно-анатомических доказательств единства строения организмов внутри отдельных классов позвоночных Жоффруа Сент-Илер предпринял поиски морфологического единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения зародышей, который впоследствии лег в основу эмбриологических доказательств эволюции и биогенетического закона. Однако, стремясь всемерно расширить учение о единстве плана строения, ученый допустил ряд ошибок, признавал соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним костным скелетом позвоночных. Его учение о едином плане организации всех типов животного мира без учета качественных различий, способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось нападкам со стороны ученых, стоявших на позициях неизменяемости видов.


Жоффруа Сент-Илер (Geoffroy Saint-Hilaire) Этьенн (15.4.1772, Этамп, - 19.6.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч Дарвина, член Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Национальном музее естественной истории. В 1798-1801 участник экспедиции в Египет, где собрал коллекции выдающегося научного значения (17 новых родов и видов млекопитающих, 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в том числе реликтовая рыба Polypterus).

Сент-Илер сформулировал теорию аналогов . Суть ее заключалась в том, что для сравнения органов надо обращать внимание на их строение, отрешась от формы и функции.

В более поздних работах (1806 и 1807) Жоффруа Сент-Илер доказал общность строения рыб, рептилий, птиц и млекопитающих, позволившее объединить их в один тип позвоночных животных. Изучая главным образом скелет, он сумел сопоставить даже столь непохожих друг на друга животных, как рыбы и млекопитающие. Именно он обнаружил, что три слуховые косточки в черепе млекопитающих - это видоизмененные жаберные дуги рыб. Учение Ж. С. о едином плане организации всех типов животного мира (без учёта качественных различий) было метафизично, однако оно способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось жестоким нападкам со стороны учёных, стоявших на позициях неизменяемости видов. В 1830 в Парижской АН развернулась дискуссия между Ж. С. и Кювье, который отрицал существование связей и переходов в организации животных разных типов. Кювье упрекал Ж. С. в каузализме (причинном толковании явлений) и пантеизме, т. е. по существу в атеизме. Отстаивая учение о единстве животного мира, Ж. С. подверг резкой критике как теорию Кювье о 4 изолированных типах строения животного мира, лишённых общности в организации и переходов, так и телеологических принцип Кювье о "конечных причинах". Формально победу в дискуссии одержал Кювье, вскрывший ряд фактических ошибок Ж. С., однако прогрессивную идею Ж. С. о единстве животного мира, явившуюся основой учения об эволюции органической природы, поддержали многие передовые мыслители и учёные (швейцарский - А. Декандоль, немецкий - И. Гёте, русские - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, К. ф. Рулье, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и др.). В 1831 Ж. С., несмотря на жестокие нападки реакционных кругов, выступил с прямой защитой эволюционной идеи. Для обоснования своих взглядов Ж. С. привлек обширный материал из разных биологических наук (эмбриологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, систематики). Ж. С. создал учение об уродствах как естественных явлениях природы ("Философия анатомии", т.2, 1822). Положил начало экспериментальной тератологии, получив в опытах на куриных эмбрионах ряд искусственных уродств. Создал науку об акклиматизации животных, развитую его сыном И. Жоффруа Сент-Илером.
Своими работами по сравнительной анатомии способствовал формированию классификации позвоночных.
Выдвинул принцип гомологичных органов.
Обратил внимание на рудиментарные органы.
Предложил принцип равновесия: утрата органа компенсируется усилением других.
Считал, что в эволюционном процессе основную роль играет прямое изменение органов под влиянием чисто внешних изменений, а не сложный механизм, как у Ламарка. "Окружающая среда всемогуща в изменении организмов". Новые формы могут появляться внезапно, благодаря воздействию условий на зародыш. Путем скачка возникают новые виды и высшие категории. Он считал, что путем скачка какие-то рыбы сразу превратились в амфибий.

Сент-Илер критиковал учение Ж. Кювье о неизменности видов. Виды изменяются не в результате катастроф, а просто потому, что их организация оказалась не в соответствии с изменившимися условиями среды. Выступал в защиту эволюции; монофилию поддержал учением об единстве плана строения всех животных.

Большая советская энциклопедия: Жоффруа Сент-Илер (Geoffroy Saint-Hilaire) Этьенн (15.4.1772, Этамп, - 19.6.1844, Париж), французский зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина, член Института Франции (1807). В 1793 занял кафедру зоологии позвоночных при Национальном музее естественной истории. В 1798-1801 участник экспедиции в Египет, где собрал коллекции выдающегося научного значения (17 новых родов и видов млекопитающих, 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных, 57 родов и видов рыб, в том числе реликтовая рыба Polypterus).
Совместные работы Ж. Кювье и Ж.С. положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнительно-анатомическим признакам. На основе сравнительно-анатомических доказательств единства строения организмов внутри отдельных классов позвоночных Ж.С. предпринял поиски морфологического единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения зародышей, который впоследствии лег в основу эмбриологических доказательств эволюции и биогенетического закона. Для обоснования учения о единстве плана строения животных Ж.С. в «Философии анатомии» (т.1, 1818) применил разработанную им т.н. синтетическую морфологию, опирающуюся на «теорию аналогов», а также на принципы связей, избирательного сродства органических элементов и равновесия (уравновешивания) органов. Однако, стремясь всемерно расширить учение о единстве плана строения, Ж.С. допустил ряд серьезных ошибок (признавал, например, соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним костным скелетом позвоночных).
Учение Ж.С. о едином плане организации всех типов животного мира (без учета качественных различий) было метафизично, однако оно способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось жестоким нападкам со стороны ученых, стоявших на позициях неизменяемости видов. В 1830 в Парижской АН развернулась дискуссия между Ж.С. и Кювье, который отрицал существование связей и переходов в организации животных разных типов. Кювье упрекал Ж.С. в каузализме (причинном толковании явлений) и пантеизме, т.е. по существу в атеизме. Отстаивая учение о единстве животного мира, Ж.С. подверг резкой критике как теорию Кювье о 4 изолированных типах строения животного мира, лишенных общности в организации и переходов, так и телеологических принцип Кювье о «конечных причинах». Формально победу в дискуссии одержал Кювье, вскрывший ряд фактических ошибок Ж.С., однако прогрессивную идею Ж.С. о единстве животного мира, явившуюся основой учения об эволюции органической природы, поддержали многие передовые мыслители и ученые (швейцарский - А. Декандоль, немецкий - И. Гете, русские - А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, К.А. Тимирязев и др.). В 1831 Ж.С., несмотря на жестокие нападки реакционных кругов, выступил с прямой защитой эволюционной идеи. Для обоснования своих взглядов Ж.С. привлек обширный материал из разных биологических наук (эмбриологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, систематики). Ж.С. создал учение об уродствах как естественных явлениях природы («Философия анатомии», т.2, 1822). Положил начало экспериментальной тератологии, получив в опытах на куриных эмбрионах ряд искусственных уродств. Создал науку об акклиматизации животных, развитую его сыном И. Жоффруа Сент-Илером.

Становление Жоффруа Сент-Илера в качестве самобытного учёного было предопределено итогами экспедиции в Египет (1798-1801). Первооткрыватель 17 новых родов и видов млекопитающих. Указал человечеству на существование 25 родов и видов пресмыкающихся и земноводных. Укрепил свою научную репутацию исследованиями ранее неизвестных 57 родов и видов рыб. Его особой заслугой признается открытие и изучение реликтовой рыбы Polypterus.Наряду с И. В. Гёте был одним из общепризнанных адептов натурфилософии. В многочисленных академических дискуссиях и публикациях отстаивал академическую позицию натурфилософа через совершенствование собственной научной теории. Если натурфилософские взгляды Гете-натуралиста в единое целое охватывали природу и все живое вплоть до человека, то зоолог Жоффруа Сент-Илер пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.Затянувшийся конфликт с Ж. Кювье был вызван попыткой Жоффруа Сент-Илер-старшего защитить собственное учение об едином плане строения всех животных от эмпирического направления в европейской зоологии. В 1830 году в течение одиннадцати заседаний французской Академии наук проходила публичная дискуссия между Жоффруа Сент-Илером и Кювье. По ее результатам с осени 1830 года научная общественность Европы в целом поддержала позицию Кювье. Тогда как незадолго до своей смерти Гете опубликовал две статьи, в которых объяснил поражение Жоффруа Сент-Илера путаницей в терминологии. Гете ошибочно полагал, что прошедшая дискуссия укрепит позиции натурфилософии. Суть полемики заключалась в разнице взглядов на критерий общности живых форм. Кювье полагал, что ведущим критерием остается общность функций. А, например, не морфологическое единство и, тем более, не общность в зародышевом состоянии. Жоффруа Сент-Илер возражал, что критерием общности живых форм не может быть форма или функция организма. С публикаций 1818 года и до конфликта в 1830 году его позиция основывалась на общности индивидуального развития. Всего советский исследователь И. Е. Амлинский в 1955 году насчитал 9 коренных расхождений в оценке оппонентами проблемных вопросов современной им биологии.Спор Жоффруа Сент-Илером и Кювье отразил важнейшие тенденции в естественных науках и методологические противоречия эпохи 1820-х-30-х годов, характеризуемой сменой терминологического аппарата. Поэтому многие ученые высказались по сути прекратившейся полемики. В частности, немецкий биолог-эволюционист и материалист Э. Геккель признавал преимущество аргументов Кювье, но ценил развитие Жоффруа Сент-Илером идей французского естествоиспытателя Ж. Ламарка. Геккель полагал, что из-за количественного роста данных экспериментального естествознания усилия Жоффруа Сент-Илер-старшего не смогли предотвратить последующего падения натурфилософии, но отстаивали монистическое миросозерцание через учение о доминировании изменений внешнего мира (атмосферы) в преобразовании животных и растительных видов.Журнал Revue Encyclopedique о дискуссии между Жоффруа Сент-Илером и Кювье (июнь 1830).