Лиса и Заяц
− Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
− А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
Ястреб и Оляпка
− Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!
− А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.
− А я тебя у полыньи подкараулю!
− А я во вторую полынью выскочу.
− А я у второй подкараулю!
− А я тогда в первую выскочу.
− А я... И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?
− Да пока тебе за мной гоняться не надоест!
Сорока и Волк
− Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
− От голода.
− И рёбра торчат, выпирают?
− От голода.
− А воешь чего?
− От голода.
− Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
− От голода.
Воробей и Синица
− Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
− Э-э, не угадала!
− Опять не угадала!
− Какое же тогда, Воробей?
− Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки − только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!
Сорока и Заяц
− Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
− Э-э, Сорока, всё равно плохо...
− Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
− Э-э, Сорока, невелико счастье...
− Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
− Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...
Волк и Сова
− Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
− А ты, Волк, что ешь-то?
− Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят...
− Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
Ласка, Белочка и Медведь
− Я, Ласочка, к зиме беленькой стала − как берёзка!
− А я, белочка, серенькой − как осинка!
− Ну а я, Медведище, как ёлочки: зимой и летом одним цветом!
Дятел и Тетерев
− Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
− Летал я «над», спал «под».
− Что это за ребус такой: то «над», то «под»?
− Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
− Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!
СОРОКА И МЕДВЕДЬ
Эй, Медведь, ты днём что делаешь?
Я-то? Да ем.
А ночью?
И ночью ем.
А утром?
И утром.
А вечером?
И вечером ем.
Когда же ты тогда не ешь?
Когда сыт бываю.
А когда же ты сытым бываешь?
Да никогда…
СОРОКА И ЗАЯЦ
Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
Э-э, Сорока, всё равно плохо…
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Э-э, Сорока, невелико счастье…
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…
ЛИСА И МЫШЬ
Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Ни крошечки не боюсь.
А громкого топота?
Ни капельки не боюсь!
А страшного рёва?
Нисколечко не боюсь!
А чего ж ты тогда боишься?
Да тихого шороха…
КТО КАК СПИТ
Ты, Заяц, как спишь?
Как положено - лёжа.
А ты, Тетёрка, как?
А я сидя.
А ты, Цапля?
А я стоя.
Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
Да вниз головой…
ЛИСИЦА И ЁЖ
Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Да не то чтоб некрасивый…
Может, я с колючками неуклюжий?
Да не то чтоб неуклюжий!
Ну так какой же я такой с колючками-то?!
Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…
СОРОКА И ЗАЯЦ
Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
ОДУВАНЧИК И ДОЖДЬ
Ура! Караул! Ура! Караул!
Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?
Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит - боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся - ура, караул, ура, караул!
КРОТ И ФИЛИН
Слушай, Филин, неужели ты меня проглотить можешь?
Могу, Крот, могу. Я такой.
Неужто и зайчонка протолкнёшь?
И зайчонка протолкну.
Ну а ежа? Хе-хе…
И ежа проглочу.
Ишь ты! А как же колючки?
А колючки выплюну.
Смотри какой молодец! А медведь вон на ежа даже сесть боится…
ВИКТОР ГОЛЯВКИН (1929–2001)
НЕ ВЕЗЁТ
Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать ещё: «Почему ты мрачный, почему ты задумчивый?» Отец говорит:
Что это он так поёт?
А мама говорит:
У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт.
Отец говорит:
Наверное, пятёрку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь.
Я как это услышал, ещё громче запел.
Тогда отец говорит:
Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник.
Тут я сразу петь перестал.
Зачем? - спрашиваю.
Я вижу, - говорит отец, - тебе очень хочется дневник показать.
Берёт у меня дневник, видит там двойку и говорит:
Удивительно, получил двойку и поёт! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?
Нет у меня, - говорю, - никакой температуры…
Отец развёл руками и говорит:
Тогда нужно тебя наказать за это пение…
Вот как мне не везёт!
ПРЕМИЯ
Оригинальные мы смастерили костюмы - ни у кого таких не будет! Я буду лошадью, а Вовка рыцарем. Только плохо, что он должен ездить на мне, а не я на нём. И всё потому, что я чуть младше. Видите, что получается! Но ничего не поделаешь. Мы, правда, с ним договорились: он не будет на мне всё время ездить. Он немножко на мне поездит, а потом слезет и будет меня за собой водить, как лошадей за уздечку водят.
И вот мы отправились на карнавал.
Пришли в школу в обычных костюмах, а потом переоделись и вышли в зал. То есть мы въехали. Я полз на четвереньках. А Вовка сидел на моей спине.
Правда, Вовка мне помогал - по полу перебирал ногами. Но всё равно мне было нелегко.
К тому же я ничего не видел. Я был в лошадиной маске. Я совершенно ничего не видел, хотя в маске и были дырки для глаз. Но они были где-то на лбу Я полз в темноте. Натыкался на чьи-то ноги. Раза два налетал на стену. Да что и говорить! Иногда я встряхивал головой, тогда маска съезжала, и я видел свет. Но на какой-то миг. А потом снова сплошная темень. Ведь не мог я всё время трясти головой!
Я хоть на миг видел свет. Зато Вовка совсем ничего не видел. И всё меня спрашивал, что впереди. И просил ползти осторожнее. Я и так полз осторожно. Сам-то я ничего не видел. Откуда я мог знать, что там впереди! Кто-то ногой наступил мне на руку. Я сейчас же остановился. И отказался дальше ползти. Я сказал Вовке:
Хватит. Слезай!
Вовке, наверное, понравилось ездить, и он не хотел слезать. Говорил, что ещё рано. Но всё же он слез, взял меня за уздечку, и я пополз дальше. Теперь мне уже было легче ползти, хотя я всё равно ничего не видел.
Я предложил снять маски и взглянуть на карнавал, а потом надеть маски снова. Но Вовка сказал:
Тогда нас узнают.
Наверное, весело здесь, - сказал я. - Только мы ничего не видим…
Но Вовка шёл молча. Он твёрдо решил терпеть до конца. Получить первую премию.
Мне стало больно коленкам. Я сказал:
Я сейчас сяду на пол.
Разве лошади могут сидеть? - сказал Вовка. - Ты с ума сошёл! Ты же лошадь!
Я не лошадь, - сказал я. - Ты сам лошадь.
Нет, ты лошадь, - ответил Вовка. - И ты знаешь прекрасно, что ты лошадь. Мы не получим премии!
Ну и пусть, - сказал я. - Мне надоело.
Не делай глупостей, - сказал Вовка. - Потерпи.
Я подполз к стене, прислонился к ней и сел на пол.
Ты сидишь? - спросил Вовка.
Сижу, - сказал я.
Ну ладно уж, - согласился Вовка. - На полу ещё можно сидеть. Только смотри не сядь на стул! Тогда всё пропало. Ты понял? Лошадь - и вдруг на стуле!..
Кругом гремела музыка, смеялись.
Я спросил:
Скоро кончится?
Наверное, скоро… - сказал Вовка.
И тут он не выдержал. Сел на диван.
Я сел рядом с ним. Потом Вовка заснул на диване. И я заснул тоже.
Потом нас разбудили и дали премию.
КАРУСЕЛЬ В ГОЛОВЕ
К концу учебного года я просил отца купить мне двухколёсный велосипед, пистолет-пулемёт на батарейках, самолёт на батарейках, летающий вертолёт и настольный хоккей.
Мне так хочется иметь эти вещи! - сказал я отцу. - Они постоянно вертятся у меня в голове наподобие карусели, и от этого голова так кружится, что трудно удержаться на ногах.
Держись, - сказал отец, - не упади и напиши мне на листке все эти вещи, чтоб мне не забыть.
Да зачем же писать, они и так у меня крепко в голове сидят.
Пиши, - сказал отец, - тебе ведь это ничего не стоит.
В общем-то ничего не стоит, - сказал я, - только лишняя морока. - И я написал большими буквами на весь лист:
ВИЛИСАПЕТ
ПИСТАЛЕТ-ПУЛИМЁТ
ВИРТАЛЁТ
Потом подумал и ещё решил написать «мороженое», подошёл к окну, поглядел на вывеску напротив и дописал:
МОРОЖЕНОЕ
Отец прочёл и говорит:
Куплю я тебе пока мороженое, а остальное подождём.
Я думал, ему сейчас некогда, и спрашиваю:
До которого часу?
До лучших времён.
До каких?
До следующего окончания учебного года.
Да потому, что буквы в твоей голове вертятся, как карусель, от этого у тебя кружится голова, и слова оказываются не на своих ногах.
Как будто у слов есть ноги!
А мороженое мне уже сто раз покупали.
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
– Кто из вас понимает язык животных?
– Кого боится Заяц, назовите его врагов.
– Как вы понимаете выражение «заячья душа»?
– Каким показан Заяц в этом лесном разговоре? Почему вы так решили?
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Сорока и Заяц
– Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
– А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
– Почему Заяц ел горькую осину и не жмурился? Что значат слова Зайца о том, что на первое блюдо у него только свежий воздух, на второе – прыжки по снегу?
– Какая главная мысль произведения?
На доске – иллюстрация (слайд) «Лесной разговор Лисы и Зайца».
– Прочитайте самостоятельно.
4. Творческое задание.
– Придумайте ответ Зайца Лисе. Сравните с тем, как это написано у автора.
IV. Итог урока.
Инсценировка диалога.
Заранее подготовленные дети в масках разыгрывают диалог-вывод Н. Сладкова «Заяц и Белка»:
– Ты слышал новость, Заяц?
– Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
– Так что же ты своими ушами слышал?
– Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
– Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
– Вот это да! Что же мне теперь делать?
– Известно что: глазам верить, а не ушам!
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
с. Никулин
Сравнение произведений Н. Сладкова и Е. Чарушина.
Урок 21
Н. НОСОВ «ЗАТЕЙНИКИ»
Цели: познакомить с рассказом Н. Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рас-сказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте загадку:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? ... (Незнайка.)
II. Объявление темы урока.
На доске: рисунок с изображением Незнайки; выставка книг о сказочном герое.
− Какие книжки про Незнайку вы знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)
− Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)
− Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рас-сказа Н. Носова.
На доске:ТЕЙ ЗА КИ НИ
− Какое слово получилось?(Затейники.)
− На уроке прочитаем рассказ «Затейники», составим его план.
III. Работа по теме урока.
− Ребята, а кого называют затейниками? (Тех, кто затевает интересные дела или игры.)
− Подберите синонимы к слову «затейники». (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)
Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.
– «Затейники» – первый рассказ, написанный Н. Носовым.
– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?
Выборочное чтение.
− Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?
– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?
– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?
– Почему ребята больше не стали играть в «Три поросёнка»?
– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?
– Стихотворение А. Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».
Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные дети:
Малыши среди двора
Хоровод водили,
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк – Василий.
– Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
– Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
– Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
А. Барто
Беседа по вопросам учебника.
Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
5. Составление плана и пересказ текста.
1. Чтение сказки «Три поросёнка».
2. Постройка домика.
3. Может быть, это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросёнка».
− Используя план, перескажите рассказ по цепочке.
– Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (Н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)
Чтение рассказа по ролям.
– Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.
– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.
IV. Итог урока.
− Интересным ли был для вас урок? Почему?
− У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги писателя вы можете взять в библиотеке.
Учитель знакомит детей с выставкой книг Н. Носова.
Урок 22
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; воспитывать положительное отношение к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.
II. Объявление темы урока.
− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г. Сапгир писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось все так…
«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»
– О чем? – спросил Сапгир.
– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:
Мяу! Наконец тепло. Весна.
В апреле кошкам не до сна.
Не понимаю, как в апреле
Ребята могут спать в постели.
Гуляли бы себе по крышам
Под месяцем большим и рыжим.
− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».
Кира Сапгир
III. Работа по теме урока.
Жил один заяц. Заяц как заяц. Только, кто его знает почему, любил он перед другими похвастать тем, чего у него и не было: и сильный он, и храбрый он, и охотник он…Вот однажды заяц на поле убитую косулю нашёл. Задрал косулю волк, да помешал ему кто-то. Ушёл волк, половину туши оставил.Только подсел зайчишка к косуле - сорока мимо летит.Увидала, какую добычу заяц упромыслил, подсела на ветку, поздоровалась, говорит:
- Эй, сосед, ты где такую тушу добыл?
- Убил, - говорит заяц.Удивилась сорока - заяц косулю убил! От удивления рот раскрыла, хвост опустила, крылья растопырила.А хвастун не унимается:
- Я охотник такой, что если бы по-настоящему охотился, всех бы зверей давно перебил. Только жалко их мне. Я, - говорит, - сколько хочешь могу зверя добыть! Вот косулю съем, пойду медведя добывать.Поклонилась сорока зайцу:
- Эй, сосед, научи меня! Я всегда несытая.
- Отчего не научить, - отвечает заяц. - Это совсем простое дело, так охотиться-то. Надо только пошире рот раскрыть да крикнуть. Совсем это простое дело. Разве ты кричать не умеешь?
- Как не умею?! Я кричать хорошо умею, - говорит сорока, а сама думает: «Зачем я пойду медведя искать, когда под носом у меня заяц?»Взлетела сорока повыше, рот раскрыла - да ка-ак крикнет!
Так крикнула, что синицы, которые поблизости на ветках сидели, на землю свалились. Только сорока зайца и видела… Перепугался он до смерти, кинулся бежать. Куда убежал, никто не знает. Посидела сорока, подумала: «Как так не упал заяц, а удрал? Видно, мало я кричала. Ну, другой раз, как добычу увижу, сильней кричать буду».Стала сорока по лесу летать. Как увидит зверя - давай кричать, давай стрекотать, что есть силы.Сама она ни одного зверя своим криком не убила. А охотники приметили, что сорока над зверем кричит. Как застрекочет в лесу - охотник туда! Старается сорока, стрекочет, рот разевает, крылья распустит, хвостом стрижёт, думает: «Вот я его сейчас убью! Вот-вот!» А охотник тут как тут - в зверя выстрелит, с собой унесёт.Только бывает и так, что сорока охотника увидит. Радуется: «Ох, какой большой! Вот я его сейчас!» И всех зверей перепугает: ни себе, ни охотнику.
Нанайская народная сказка с иллюстрациями: Г. Д. Павлишина
Ответы к стр. 58 — 59
Николай Сладков
Ивовый пир
Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок, сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд.
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр.
Все гудят и торопятся.
И я там был, медовые барашки нюхал.
Вот отцветет ива, зазеленеет, потеряется среди других зеленых кустов. Тут и пиру конец…
1. Перечитай первый абзац рассказа «Ивовый пир». Найди и подчеркни сравнения.
Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё вокруг голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой . Каждый ивовый барашек, как пуховый жёлтый цыплёнок , сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щёлкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мёд. Спешат гости на пир.
2 ∗ . Реши кроссворд. Найди ответы в рассказе «Ивовый пир».
1. У кого раздулись животы, как бочки?
2. Кто неуклюжий, как медведь?
3. Кто крылья распластал?
4. Кто похож на крошечный вертолётик?
5. Кто злой и голодный, как тигр?
3. Перечитай рассказ Н. Сладкова «Одуванчик и Дождь». Какими ты представляешь героев? Запиши или нарисуй.
Николай Сладков
Одуванчик и Дождь
— Ура! Караул! Ура! Караул!
— Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?
— Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит — боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся — ура, караул, ура, караул!