Все о печах и каминах - Информационный портал

Парастас - это великая заупокойная служба. Парастас — это великая заупокойная служба Парастас что нести в церковь

«Читаем Евангелие вместе с Церковью» 13 декабря. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу 20.19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. 20.20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. 20.21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 20.22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? 20.23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? 20.24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. 20.25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. 20.26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. (Лк. 20, 19–26) Сегодня Святая Церковь совершает память апостола Андрея Первозванного, посвящая святому отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 36–51). Также читается рядовое евангельское зачало из Евангелия от Луки. Посланники синедриона склоняют людей обратиться к Спасителю с вопросом, который, якобы, действительно их беспокоит: позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? (Лк. 20, 22). Необходимо заметить, что Палестина была оккупированной страной, и иудеи были подданными Римской империи. Денежный взнос, уплачиваемый кесарю, представлял собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и не единожды была причиной восстаний. Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона, она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще, кроме Бога, противозаконно. Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Господь, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «В вопросе искусителей была сокрыта такая мысль: иудейский народ – это народ Божий, который своим Царем признает лишь Бога, а потому не может служить иноземному, да еще языческому царю, так как иначе явится противником Богу; следовательно, что же им делать – давать ли подать кесарю или соблюдать неизменную верность Богу? На это Господь дал мудрый ответ, что нужно делать и то, и другое: то есть исполняйте свои обязанности как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее не противоречит первому, конечно».

"Научи мя оправданием Твоим"

Кто внимательно слушает Всенощную, не может не обратить внимание на троекратное повторение фразы Великой Вечерни: «Научи мя оправданием Твоим… Вразуми мя оправданием Твоим… Просвети мя оправдании Твоими…» Как правильно понять эти древние слова? Почему они повторяются трижды? Как можно научиться, вразумиться и просветиться оправданием ?

Троекратное повторение фразы «оправданием Твоим» (из молитвы-песнопения «Сподоби, Господи» ) вызвано обращением к трем Лицам Пресвятой Троицы. Полный текст звучит так: «Благословен еси, Господи , научи мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Владыко , вразуми мя оправданием Твоим. / Благословен еси, Святый , просвети мя оправдании Твоими». Не правда ли, перед нами полная аналогия с известной молитвой Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас;Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.»

В «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Григория Дьяченко слово «оправдание» переводится как «закон, установление, должность, обязанность». Итак, с какой любовью звучит понятие «закона» по-церковнославянски! Ведь «закон» в нашем понимании -- это нечто внешнее, влияющее на жизнь человека, а вот «оправдание» - закон любви, имеющий целью спасти человека -- через веру во Христа. В оправдании верой состоит наша надежда, а не в холодном исполнении буквы закона . На современном языке эта фраза могла бы прозвучать так: «Научи меня закону Твоему». Насколько же богаче по содержанию, причем по новозаветному содержанию, слово «оправдание»!

«Толковый Типикон» М.Скабаллановича обращает наше внимание и на стих, который предшествует троекратному слову «оправдание» . Он звучит так: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» . Мы просим у Бога милости, которая и выражается в слове "оправдание". «Научи меня жить по закону любви, исполнение которого и сможет оправдать меня пред Тобою!»

В разговоре о поминовении усопших очень часто упускается важный вопрос: а кому, собственно, больше нужно такое поминовение – им, или нам самим? Было бы бесконечной самонадеянностью и дерзостью утверждать, что некто из наших умерших близких попал в ад, нуждается в помощи и его необходимо вымаливать. У христиан есть заповедь не судить ближнего при жизни. Тем более нелепо выносить приговор тому, кто уже окончил свое земное странствие и предстал перед судом Божиим. Мы можем беспокоиться за него, как родители беспокоятся за сына, уехавшего учиться в далекий город. Но мы не должны забывать, что у нас есть в этом городе богатый и любящий нас родственник. Причем, не просто богатый – он в этом городе самое главное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни касались. И мы не должны рвать себе сердце переживаниями – этот родственник позаботится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посылать ему письма, посылки со всякими вкусностями и деньги на карманные расходы. Сын может ни в чем не нуждаться, но наш богатый родственник очень деликатен, он не лишает нас возможности проявлять свою любовь подобным образом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не оставляй там нашего мальчика, пожалуйста! Присматривай за ним, помогай, а то мы тут волнуемся!”, это совсем не означает, что без нашего звонка сын остался бы без поддержки и внимания. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сделать еще, чтобы выразить свою любовь и заботу? Только звонить и слать письма с посылками. Так и молитва ко Христу за наших усопших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.
Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это – Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят – с любовью. Его суд – не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братии наших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедают дела свои пред Господом Сердцеведцем. В высоких образах представляет нам эти страшные минуты святая Церковь. Не дерзая предвосхищать у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.


Парастас – (греч. "ходатайство") – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианинам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу)


Молитва о усопших

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина.
Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Служится вечером в пятницу.

Главным звеном Парастаса является 17 кафизма (псалом 118), которая на вечернях родительских суббот исполняется особым чином.

Нередко прихожане задаются вопросом, почему именно 17 кафизма используется на заупокойных богослужениях либо трактуют ее как заупокойный псалом, хотя такое мнение является крайне неверным.

«Это песнь о законе, это исповедание души, восторгающейся Божиим законом, скорбящей о своих отступлениях от него, умоляющей Господа быть милостивым. На заупокойных богослужениях это исповедание от лица усопших. Но и живущие - предстоящие, не желая оставаться только слушателями и свидетелями этого исповедания, прерывают его частыми воззваниями ко Господу и от себя»

Афанасий Сахаров. «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»

Так, хор параллельно с чтением кафизмы священником непрестанно поет припев: «Спасе, спаси мя» или «Благословен еси Господи».

Последование парастаса

«Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся».

Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

Непорочны разделяются на 2 статии.

Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».

Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

После первой статии - малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».

Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

Сразу после этого поются тропари по непорочных:

«Благословен еси, Господи…

Святых лик обрете источник жизни…».

После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» - егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

По 3-й песни катавасия - ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

После малой заупокойной ектении - кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части - статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь - довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

Так называется великая молитва, которая читается в одну из родительских суббот по умершим родственникам, чаще родителям, бабушкам и дедушкам. Многие, услышав это слово, пытаются понять, парастас - что это в православии. Вот, что сегодня известно об этой молитве.

Память предков

В этой молитве в храме священник читает 17 кафизму и молится об усопших христианах, которые были вообще на земле. Обычно это делается в одну из родительских суббот, в каждом храме по-разному. Однако есть и келейный вариант этой молитвы, который читают дома. Там вы можете поминать в молитве не только людей, которые жили благочестиво, но и самоубийц, больных психически и многих других. В это время происходит отмаливание рода, родовых грехов, которые вы и ваши предки когда-то совершили. И, хотя не всегда можно исправить последствия какого-то конкретного греха, но он может считаться прощённым при искренней молитве и желании не повторять его.

Известно, что в каждой семье есть какая-то родовая склонность ко греху. Хорошо, если люди понимают последствия своих поступков и стараются следовать учению Христа, по крайней мере, внешне. Одним больше свойственен гнев, другим – разврат, третьим - осуждение и чувство превосходства. Полностью исправить свой характер и удержаться от греха невозможно никому. Каждого человека может потянуть на что-то нехорошее, однако это во многих случаях может стать и родовым грехом, который потом может отразиться на детях в семье. И тем, кто знает, парастас - что это такое в православии, и подаёт записки о своих родственниках в храме, проще осознать и преодолеть грех в себе. И также предотвратить несчастья и различные греховные повторения в роду. Единственное ограничение – нельзя молиться в храме за самоубийц, которые сами на себя наложили руки, даже находясь в состоянии психического заболевания. Молитвы о них читают дома, келейно, чтобы отмолить этот тяжкий грех и он никак не мог повлиять на род. Ведь часто бывает, что одна и та же ситуация, постоянный грех, стереотип в семье повторяется, и это сильно вредит различным людям, может отразиться на последующих поколениях. Именно поэтому какой-то родовой грех обязательно стоит отмолить в храме, помолившись о человеке, который не успел покаяться перед смертью.

За кого стоит молиться

В храме, когда священник читает парастас, нужно подавать записки с именами только православных родственников. Даже если они были крещеные, но ни разу не посетили храм, то вам нужно обязательно помолиться о них, об их душах. Тогда вы не только сможете при помощи высших сил преодолеть, но и избежать родовые грехи, повторения соблазна и различные греховные.

Если ваши родственники некрещеные, молиться о них нужно дома перед иконами. Любая искренняя молитва будет услышана, хотя и не всегда исполнена.

Итак, парастас - что это в православии, понятно. Это особая молитва, которая позволяет очиститься от родовых грехов, которые могут навредить людям. Однако не стоит её воспринимать, как отчитку или особый магический ритуал. Высшие силы могут только помочь исправлению живых людей, направить их в нужное русло, а не волшебным образом избавить ото всех родовых неприятностей и бед.